Служебная и коммерческая тайна

Служебная и коммерческая тайна

Существует целый ряд сведений, не являющихся государственными секретами, связанных с производством, технологией, управлением, финансами, другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых (передача, утечка) может нанести ущерб его интересам. Такие сведения принято называть и/или коммерческой тайной.

Сведения, составляющие коммерческую тайну.

Как правило, коммерческую тайну составляют три вида сведений:

  1. Коммерческая информация;
  2. Производственная информация (ноу-хау);
  3. Организационно-управленческая информация.

 

По гражданскому законодательству (ст. 139 ГК РФ) обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации при условии, что:

  1. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  2. к этой информации нет свободного доступа на за­конном основании;
  3. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Не допускается получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Что является коммерческой тайной вуза (конфиденциальной информацией), определяет руководитель: директор предприятия, ректор вуза или уполномоченные на то органы учреждения. Более подробно эти вопросы будут раскрыты в дальнейшем.

Предприятие имеет право не предоставлять сведения, составляющие коммерческую тайну, контролирующим деятельность предприятия органам, если эти вопросы не входят в их компетенцию и не относятся к предмету контроля.

Если в ходе выполнения возложенных на эти органы функций они будут иметь доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, то эти сведения не подлежат разглашению. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в установленном законом порядке.

Вред, нанесенный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, (ст. 15 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, ст. 25 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности”).

Коммерческая информация

Коммерческая информация помогает предпринимателю ответить на вопросы, как планировать получение прибыли и как ее получить. Ее предметом могут быть все свойственные данному предприятию особенности, детали коммерческой деятельности, деловые связи, закупка сырья и товаров, сведения о поставщиках, предполагаемой прибыли, методике установления цен и т.д.

В качестве коммерческой информации предпринимателю следует сохранять в режиме конфиденциальности в первую очередь следующие сведения:

  1. знания и опыт в области реализации продукции и услуг;
  2. сведения о конъюнктуре рынка, маркетинговые исследования;
  3. анализ конкурентоспособности, продукции и услуг;
  4. информация о потребителях, заказчиках, посредниках;
  5. банковские отношения, кредиты, ссуды, долги;
  6. сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумагах, акциях, капиталовложениях;
  7. бухгалтерские и финансовые отчеты;
  8. предполагаемые объемы коммерческой деятельности;
  9. сведения о заработной плате;
  10. сведения о заключенных договорах (контрактах),
  11.  предложения по их заключению;
  12. условия договоров, реализации и передачи продуктов;
  13. условия перевозки грузов;
  14. список клиентов;
  15. цены и расценки;
  16. деловая переписка;
  17. формы и виды расчетов и др.

 

Сохранение в тайне этой информации от всех посторонних, кроме налоговых и финансовых служб, - непременное условие для удержания достигнутых в конкурентной борьбе позиций.

Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть должна относиться к коммерческой тайне. Часто охране подлежат не только условия договора, но и сам факт его заключения. Поскольку деятельность коммерческих структур строится в основном на договорных началах, то, обладая информацией о заключаемых договорах, можно составить довольно полную картину о производственном и финансовом положении предприятия, о связях предприятия, состоянии его дел.

Приобретение клиентов фирмой, информация о них - результат деятельности прежде всего владельцев предприятия, которая осуществляется за их счет. Эту информацию следует сохранять строго конфиденциально, не доверяя порой даже ближайшим сотрудникам. Накопленные сведения о клиентах, об их потребностях, привычках, об особенностях заключений сделок обеспечивают прибыльность всех операций фирмы. Осведомленность же о наиболее выгодных клиентах конкурента и личностная информация о них (в частности, о привязанностях, дружеских и иных связях, которые могут влиять на принятие решений) дают возможность победить в конкурентной борьбе, переманив партнеров.

 

Секреты производства (ноу-хау)

Сфера использования производственно-технической информации чрезвычайно широка.

Это может быть и информация об изобретениях на стадии их разработки и оформления, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, рецепты приготовления кондитерских изделий и напитков, процесс изготовления различных изделий, электронные схемы и топологии, методы, способы, навыки и др.

Термин ноу-хау впервые был использован в договорной практике Великобритании и США для обозначения информации, специально опущенной в описании новшества и в буквальном переводе означающий “знать как”, что является сокращением выражения “знать, как это сделать”.

На практике под ноу-хау понимаются технические решения - методы, способы, использование технологических процессов и устройств, которые не могут быть обеспечены патентной защитой по законодательству страны или по усмотрению владельца.

В одних случаях ноу-хау является изобретением, умышленно не патентуемым и сохраняемым в тайне, или элементом изобретения, не включенным в патент, так как патент не охраняет саму информацию, а только запрещает ее несанкционированное использование.

Сведения, составляющие предмет изобретения, целесообразно сохранять в режиме “ноу-хау” до подачи заявки на выдачу патента.

Часто использование изобретения невозможно проконтролировать, и тогда единственным способом защиты своих технических сведений от несанкционированного использования является сохранение их в режиме конфиденциальности.

Следует помнить при выборе формы охраны своей промышленной информации, что действие патента ограничено территориально и во времени, тогда как коммерческая тайна может сохраняться бессрочно.

В настоящее время ноу-хау называются все секреты производственной и предпринимательской деятельности.

Основные признаки ноу-хау: это знания, связанные с освоением, обслуживанием, созданием, эксплуатацией, ремонтом новой техники, технологии, материалов, управленческого, финансового, экономического и другого характера;

1. Эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2. К этой информации нет свободного доступа третьим лицам на законном основании;

3. Обладатель информации предпринимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

 

Организационно-управленческая информация ограниченного доступа:

  1. структуры и методы управления;
  2. связи как внутри, так и вне фирмы;
  3. распределение обязанностей и их содержание;
  4. взаимодействие структурных подразделений;
  5. планы развития и реорганизации производства;
  6. объекты охраны и контроля; его организация, методы, способы;
  7. кадровый состав, его подбор, формирование и др.

Рубрика: Конфиденциальный документооборот ·